Щедрость на щедрость...

Шел обычный эстрадный концерт. ...На сцену вышла певица в длинной цветной юбке с гитарой в руках. Она взяла первые аккорды, запела, и внимание аудитории было завоевано сразу.

Лирика Жанны Бичевской, собирательницы и исполнительницы многих народных песен, пронизана острым чувством драматизма, который артистка не маскирует, не сглаживает, а порой обнажает до возможного предела, выдерживая накал страстной благодаря естественности, правдивости своей исполнительской манеры. Образы, возникающие за строками и ритмами исполняемых ею народных песен,— образы людей цельных и духовно богатых. Поэтому Бичевская смело берется за считавшиеся традиционно «мужскими»- солдатские песни и казачьи притчи («Черный ворон», «Сон Степана Разина»).

Ее репертуар разнообразен. Старинные народные песни, служащие сегодня его основой, записаны в фольклорных экспедициях, куда Бичевская начала ездить еще студенткой Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Каждая из двухсот собранных ею песен — повод для отдельного рассказа, что Бичевская и делает со сцены, предваряя исполнение. Кажется, она говорит только о песнях, но главное для нее — люди. эти песни сложившие и сохранившие. И становится понятной неторопливая простота и скромность ее интонации. Бережно, из рук в руки передавали люди ей песни, благословляя и по-доброму напутствуя. Так же и артистка хочет отдать их слушателям, отвечая щедростью на щедрость.

В репертуаре Жанны Бичевской не только старинные трудовые и обрядовые песни деревни, песни-шутки и песни-плачи. но и городская песенная культура, лучшие образцы современных самодеятельных I песен. Мечта Бичевской — создать своеобразную антологию народной песни, рассказать о том, как она менялась и в какие формы выливалось ее содержание. Начало этим планом уже положено — фирма «Мелодия» недавно выпустила пластинку Бичевской, являющуюся первой в этом цикле. Сейчас идут записи второй, где будут в основном уже но старинные народные песни, а городские романсы и современные песни, одна из которых написана самой Жанной Бичевской специально для Международного фестиваля политической песни, посвященного памяти Виктора Херы.

Бичевская ищет разнообразия сценической подачи исполнения. Она используя технические возможности современной звукоусилительной аппаратуры, поет под фонограмму колокольного перезвона («Вы, сестрицы, подруженьки»), использует эффект реверберации («Донская баллада», «Долюшка»), со вкусом подключает к гитарному сопровождению другие музыкальные голоса. Работающий с ней сегодня дуэт в составе Василия Антоненко (скрипка) и Александра Лысеикова (виолончель) заметно расширил диапазон выразительных средств аккомпанемента. В творчестве лауреата V Всероссийского конкурса артистов эстрады Жанны Бичевской привлекают яркая индивидуальность, готовность спорить с привычными эстрадными канонами. И в споре этом одержать победу - значит вернуть эстраде народные основы, исключающие нивелировку и заштампованность безликого, «общепринятого» стиля.

Елена ЛЕВИКОВА, студентка Ленинградского института театра, музыки, кинематографии.

Copyright © 2012 Жанна Бичевская
Жанна Бичевская